Каждому ребенку от рождения принадлежат и гарантируются государством права и свободы человека и гражданина в соответствии с Конституцией РФ, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами РФ, Семейным кодексом РФ и другими нормативными правовыми актами. В 2012 г. Российская Федерация ратифицировала Конвенцию о правах инвалидов, согласно которой Россия не только признает право инвалидов на образование, но и должна обеспечивать образование детей-инвалидов на всех уровнях. Для реализации данной цели нормативные правовые акты, регулирующие социальную защиту инвалидов в РФ, приводятся в соответствие с положениями Конвенции. Согласно Закону № 181-ФЗ государство поддерживает получение инвалидами образования и гарантирует создание необходимых условий для его получения. В рамках реализации мероприятий государственной программы "Доступная среда" в школе установлена кнопка вызова персонала для инвалидов.
Доступная среда
МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода расположена в трехэтажном здании, рассчитанном на 650 учебных мест. Организация образовательного процесса осуществляется в условиях классно - кабинетной системы, для чего используются 36 учебных кабинетов, компьютерный класс, спортивный зал, библиотека, мастерские, теплица.
Все учебные кабинеты могут быть использованы для организации образовательного процесса для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья.
Материально-техническое оснащение и оборудование учебных помещений соответствует Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Кабинеты оснащены необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и соответствуют требованиям для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования.
В кабинетах есть все необходимые средства обучения и воспитания, в том числе приспособленные для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников.
МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода образовательный процесс осуществляется 36 специализированных кабинетах, оснащенных автоматизированным местом учителя, регулируемой в соответствии с ростом учащихся мебелью. В образовательный процесс включены оснащенные всем необходимым для проведения практических занятий кабинеты физики, химии, биологии, компьютерный класс, мастерские (для мальчиков - комбинированная), спортивный зал, библиотека.
Материально-техническое оснащение и оборудование учебных помещений соответствует Федеральным требованиям к образовательным учреждениям в части минимальной оснащенности учебного процесса и оборудования учебных помещений.
Кабинеты оснащены всем необходимым оборудованием, дидактическими и техническими средствами, учебно-вспомогательными материалами и являются приспособленными для успешной реализации теоретической и практической частей основных общеобразовательных программ детьми- инвалидами и детьми с ограниченными возможностями здоровья.
В кабинетах созданы все необходимые условия для обучения и воспитания учащихся, в том числе детей- инвалидов и детей с ограниченными возможностями здоровья.
Школьная библиотека сегодня это культурно-образовательный центр, строящий свою работу, выбирая такие методы и приёмы, которые будут отвечать потребностям всех участников образовательных отношений, в том числе детей- инвалидов и учащихся с ОВЗ.
Школьная библиотека - подразделение, которое стало основным центром, обеспечивающим доступ к информационным образовательным ресурсам, виртуальному общению педагогов, учеников и их родителей.
Библиотека гимназии обеспечивает для учащихся, в том числе инвалидам и учащимся с ОВЗ, доступ к информации, к знаниям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов на различных носителях, обучает поиску, отбору информации.
Школьный информационно-библиотечный центр гимназии включает в себя библиотечный фонд (художественная литература, энциклопедии, справочники, учебники, методическая литература, учебные фильмы, диски, периодические издания). Материально-техническое оборудование приспособлено для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья, кроме инвалидов-колясочников. Имеется автоматизированное рабочее место библиотекаря, оборудовано компьютерное рабочее место посетителя библиотеки.
В библиотеке гимназии ведется электронная автоматизированная база МАRК- SQL, которая объединяет в себе информацию о фонде учебников, отделовой литературы, статей периодических изданий, электронных образовательных ресурсов. Имеется Cайтотека – база данных ресурсов сети Интернет, электронные ресурсы по предметам образовательных программ, сайты, где можно найти и получить версию учебников в электронном виде и т.д.
Учащиеся гимназии, в том числе инвалиды и дети с ОВЗ, могут:
1.Получить консультацию библиотекаря по вопросам выбора литературы и пользования СБА библиотеки.
2. Подготовиться к уроку или внеклассному мероприятию, написать реферат, воспользоваться информацией на самых разных носителях.
3. Набрать и распечатать текст на компьютере, воспользоваться ксероксом, подготовить мультимедийную презентацию.
4. Проверить свои знания по школьным предметам, подготовиться к тестированию.
5. Принять участие в литературных играх и конкурсах, познакомиться с книжными выставками.
Образовательная организация имеет: Спортивный зал 271 кв.м
Стадион - 6028 кв.м (вмещает футбольное поле, беговую дорожку, сектор для прыжков в длину, физкультурный комплекс , баскетбольную площадку) .
Объекты спорта не приспособлены для использования инвалидами и лицами с ОВЗ по причине не востребованности и отсутствия запросов.
В МБОУ "Гимназия №2" г. Белгорода имеются в наличии следующие средства обучения и воспитания:
печатные (учебники и учебные пособия, книги для чтения, хрестоматии, атласы, раздаточный материал);
электронные образовательные ресурсы;
аудиовизуальные (учебные презентации, учебные фильмы и др.);
наглядные (плакаты, настенные карты, настенные иллюстрации и др.);
демонстрационные (гербарии, муляжи, макеты, демонстрационные модели и др.);
учебные приборы (мобильная естественно научная лаборатория, физические приборы и др.);
тренажёры и спортивное оборудование.
Данные средства обучения доступны для использования инвалидами и лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Средств обучения и воспитания, приспособленных для использования инвалидами и лицами с ОВЗ, нет в организации по причине не востребованности и отсутствия запросов.
Информация об обеспечении доступа в здание образовательной организации для инвалидов и лиц с ОВЗ:
- поручни для инвалидов и лиц с ОВЗ - нет
- кнопка вызова для инвалидов и лиц с ОВЗ - нет
Для организации питания учащихся в гимназии имеется столовая на 220 посадочных мест. Обучающиеся 1-11 классов обеспечены бесплатным горячим завтраком.
Обслуживает столовую бригада поваров и технических работников ООО «Фабрика социального питания».
Столовая обеспечена штатами и необходимым технологическим оборудованием.
Горячее питание организовано для всех учащихся 1-11 классов, в том числе для детей из малообеспеченных семей, из многодетных семей, а также для детей – инвалидов и учащихся с ОВЗ.
В соответствии со статьей 41 главы 4 Федерального закона от 29 декабря 2012 № 273-ФЗ (в ред. от 28.06.2014) «Об образовании в Российской Федерации» МБОУ «Гимназия №2» создаёт условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья учащихся. Основные направления охраны здоровья:
• оказание первичной медико-санитарной помощи в порядке, установленном законодательством в сфере охраны здоровья;
• организация питания учащихся;
• определение оптимальной учебной, внеучебной нагрузки, режима учебных занятий и продолжительности каникул;
• пропаганда и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда;
• организация и создание условий для профилактики заболеваний и оздоровления учащихся, для занятия ими физической культурой и спортом;
• прохождение учащимися в соответствии с законодательством Российской Федерации периодических медицинских осмотров и диспансеризации;
• профилактика и запрещение курения, употребления алкогольных, слабоалкогольных напитков, наркотических средств и психотропных веществ;
• обеспечение безопасности учащихся во время пребывания в гимназии ;
• профилактика несчастных случаев с учащимися во время пребывания в школе;
• проведение санитарно-противоэпидемических и профилактических мероприятий.
Оказание первичной медико-санитарной помощи
В гимназии созданы все необходимые меры и условия охраны здоровья обучающихся, в том числе для инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья. Оборудованы медицинский, стоматологический и процедурный кабинеты в соответствии с предъявляемыми требованиями.
Первичная медико-санитарная помощь учащимся оказывается в соответствии со статьёй 54 Федерального закона от 21 ноября 2011 г. № 323-ФЗ «Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации» и приказа Министерства здравоохранения Российской Федерации (Минздрав России) от 5 ноября 2013 г. № 822н «Об утверждении Порядка оказания медицинской помощи несовершеннолетним, в том числе в период обучения и воспитания в образовательных организациях».
Организация охраны здоровья несовершеннолетних в период обучения и воспитания (за исключением оказания первичной медико-санитарной помощи, прохождения медицинских осмотров и диспансеризации) осуществляется гимназией, проведение медицинских осмотров и диспансеризации осуществляется муниципальными учреждениями здравоохранения- детскими поликлиниками №1, 3,4.
В гимназии создано единое информационное пространство, обеспечивающее эффективную социализацию школьников в условиях информационного общества.
Информационная база гимназии оснащена: электронной почтой, локальной сетью, выходом в Интернет, разработан и действует школьный сайт.
Услуги сети интернет «Доступ к сети интернет» обеспечивается в соответствии с договором об оказании услуг связи по передаче данных с юридическим лицом «Ростелеком».
В гимназии функционирует локальная сеть. Все компьютеры соединены в локальную сеть через сервер учреждения. Тип подключения к сети Интернет по технологии ВОЛС, скорость подключения 100 Мбит/с. Доступ к информационно-телекоммуникационной сети Интернет доступен для использования инвалидами и лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Доступ к информационным системам и информационно-коммуникационным сетям инвалидов по зрению и слуху, а также других категорий граждан с особенными возможностями здоровья, не ограниченных в передвижении, осуществляется в соответствии с «Правилами использования сети Интернет в МБОУ «Гимназия №2» г. Белгорода».
Для обеспечения безопасных условий доступа в сеть интернет в гимназии действует система контент - фильтрации. Интернет безопасность организуется через систему «белых списков». Доступ к запрещенным в образовательном процессе ресурсам сети для учащихся и учителей закрыт. В гимназии функционирует 1 кабинет информатики, в котором расположено 9 компьютеров. Также каждый кабинет гимназии оснащён ноутбуком. Все компьютеры имеют доступ к сети Интернет.
В образовательном учреждении внедрена и функционирует автоматизированная информационная система «Виртуальная школа».
Для работы с информационной системой «Виртуальная школа» в каждом учебном кабинете есть рабочее место учителя. Кроме этого, любой педагог может вести данную работу в удалённом доступе. Помимо этого, за информационную безопасность и работоспособностью компьютеров в гимназии отвечает инженер.
Доступ в кабинеты, оборудованные компьютерами и сетью интернет, возможен на первом этаже здания гимназии, для лиц с ограниченными возможностями передвижения, т.к. по типовому проекту здания не предусмотрены пандусы, лифты и т.п. средства.
На основании Федерального закона РФ "Об образовании в Российской Федерации" доступ обучающихся к электронным образовательным ресурсам осуществляется на основе контентной фильтрации, что предотвращает получение школьниками информации необразовательного характера.
В образовательной организации имеются электронные образовательные ресурсы (ЭОР), к которым обеспечивается доступ всех обучающихся, в том числе детей с ОВЗ и детей-инвалидов:
- наличие собственных электронных образовательных и информационных ресурсов ( размещены на сайте гимназии);
- перечень электронных образовательных ресурсов, к которым обучающиеся имеют неограниченный доступ:
Официальный сайт Министерства образования и науки Российской Федерации
Федеральный центр электронных образовательных ресурсов http://fcior.edu.ru/
Единое окно доступа к образовательным ресурсам http://window.edu.ru/
Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов http://school-collection.edu.ru/
Медиатека образовательных ресурсов http://store.temocenter.ru/
Федеральный портал «Российское образование» http://www.edu.ru/
Российский общеобразовательный портал http://www.school.edu.ru/
Портал информационной поддержки Единого государственного экзамена http://www.ege.edu.ru/
Федеральный портал «Социально-гуманитарное и политологическое образование» http://www.humanities.edu.ru/
Федеральный портал «Информационно-коммуникационные технологии в образовании» http://www.ict.edu.ru/
Российский портал открытого образования http://www.openet.edu.ru/
Федеральный портал «Непрерывная подготовка преподавателей» http://www.neo.edu.ru/wps/portal/
Список Интернет-ресурсов по подготовке к ЕГЭ
URL: http://www.fipi.ru/
URL: http://ege.edu.ru/, Портал информационной поддержки единого государственного экзамена.
URL: http:/edu.ru/, Федеральный портал «Российское образование».
URL: http://www.school.edu.ru, Российский общеобразовательный портал.
URL: http://www.egeinfo.ru/, Все о ЕГЭ.
URL: http://www.gosekzamen.ru/, Российский образовательный портал Госэкзамен.ру.
URL: http://www.gotovkege.ru/,
Готов к ЕГЭ.
http://www.proshkolu.ru/ (бесплатный школьный портал)
http://cerm.ru/ («Эрудит»- марафон для учащихся)
http://www.minobr.org/ (бесплатные конкурсы для школьников)
http://www.znania.ru/ (Поисково- образовательный портал, для выпускников)
http://www.farosta.ru/ (Всероссийские конкурсы, викторины и олимпиады по математике, английскому языку, литературе, русскому языку, географии, биологии)
http://www.rg.ra/2005/06/07/yazyk-dok.html
Примерные программы и государственные стандарты
http://www.mon.gov.ru/work/obr/dok
Книжная поисковая система eBdb
http://www.ebdb.ru
Филология в Сети. Поиск по лингвистическим сайтам
http://www.slovari.ru/default.aspx?p=2572
Малый академический словарь (MAC)
http://feb-web.ru
Машинный фонд русского языка
http://cfrl.ru
Национальный корпус русского языка
http://www.ruscorpora.ru
Орфография и пунктуация
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl42/01/index.html
Правила русской орфографии и пунктуации
http://www.spravka.gramota.ru/pravila.html
Правила русской орфографии и пунктуации. Полный академический справочник
http://www.natahaus.ru/index.php?newsid
Словарь лингвистических терминов Д.Э. Розенталя
http://ihtik.lib.ruAib_ru_edu_21dec2006.html
Собрание словарей на сайте Института русского языка им. В.В. Виноградова
http://www.ruslang.ru и www.slovari.ru
Собрание словарей портала "ГРАМОТА.РУ"
http://slovari.gramota.ru
Этимологический словарь M.P. Фасмера
http://vasmer.narod.ru
Автоматическая обработка текста (АОТ)
http://www.aot.ru/onlinedemo.html
Анаграммы:
http ://www.blues. ru/fedor/anagrams .asp
http://tramvision.ru/words/ana.htm
Бесплатная справочная служба портала "Грамота.ру"
http://www.spravka.gramota.ru/buro.html
"Вавилонская Башня" (морфологический анализ)
http://starling.rinet.ru/cgi-bin/moфhque.cgi?encoding=win
Виртуальная школа Кирилла и Мефодия
http://vip.km.ru/vschool
Всероссийская олимпиада школьников по русскому языку
http://rus.rusolymp.ru
Говорим и пишем правильно
http://community.livejournal.com/pishu_pravilno
Еженедельная газета "Русский язык" Издательского дома "Первое сентября"
http://rus>. lseptember.ru
Журнал "Язык человека"
http://www.philol.msu.ru/~humlang
Коллекция интерактивных диктантов
http://www.learning-russian.gramota.ru/idictation.html
Конкурс "Русский Медвежонок - языкознание для всех"
http://www.rm.kirov.ru
Крупнейший мировой ресурс по лингвистике
http://it-n.ru/communities
НП "Телешкола"
http://www.internet-school.ru
Открытая Международная олимпиада школьников по русскому языку "СВЕТОЗАР"
http://www.svetozar.ru
Письмовник (правила и примеры оформления деловых бумаг)
http://www.spravka.gramota.ru/blang.html
Портал "Культура письменной речи"
http://www.gramma.ru
Русский язык: краткий теоретический курс для школьников
http:learning-russian.gramota.ru
Синтаксис современного русского языка
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook089/01/index.html7part-029.htm
Слова-палиндромы
http://tramvision.ru/words/pal.htm
Современный русский язык: Учебник под редакцией Н.С. Валгиной
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbookl07/01/index.html
http://zipsites.ru/human/rus_lang
Справочно-информационный портал "Грамота.ру"
http://www.gramota.ru
Стилистика русского языка: Учебное пособие
http://www.hi-edu.ru/e-books/xbook028/01/index.html
Теория текста
http://evartist.narod.ru/textl4/01.htm
Дети-инвалиды и учащиеся с ОВЗ обучаются в гимназии по основной образовательной программе, специальных учебных пособий для них не предусмотрено, так как в гимназии отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные учебные пособия.
Средств обучения для коллективного и индивидуального пользования обучающихся по адаптированной образовательной программе не предусмотрено, так как в гимназии отсутствуют дети-инвалиды и дети с ОВЗ, которым требуются специальные технические средства обучения.
Для проведения занятий в классах, где обучаются инвалиды и обучающиеся с ОВЗ, возможно применение мультимедийных средств, оргтехники и иных средств для повышения уровня восприятия учебной информации обучающимися с различными нарушениями. Для разъяснения отдельных вопросов по отдельным предметам учителями дополнительно проводятся групповые и индивидуальные консультации.
В компьютерном классе имеется возможность использования штатных средств операционной системы Windows для лиц с ограниченными возможностями (экранная лупа, настройка цветовой гаммы).
В конкретной ситуации и для удовлетворения индивидуальных потребностей обучающихся инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья предусматривается: возможность индивидуального сопровождения и консультирования учащихся по организационным и учебным вопросам; работа с семьей учащегося; методическая работа с учителями; организация воспитательной работы с учащимися; оказание содействия детям с ОВЗ в организации отдыха, трудоустройства и т.д.
Психолого-педагогическое сопровождение в школе организуют педагог-психолог, учитель- логопед, социальный педагог и классный руководитель.
Наличия общежития, интерната - нет.